Второй человек в партии

После гибели Вознесенского и Кузнецова, а также после смерти Жданова влияние Маленкова в партийном и государственном руководстве значительно возросло. По мере того как Сталин отдалял от себя таких старых соратников, как Молотов, Ворошилов, Каганович и Микоян, он все более и более приближал к себе Маленкова. Когда в декабре 1949 года "Правда" начала публиковать большие статьи членов Политбюро, посвященные 70-летию Сталина, то первой была опубликована статья Маленкова и лишь затем Молотова. Для всех, кто понимал значение подобных вещей, это было признаком особого доверия.

В 1950 - 1952 годах Маленков был, безусловно, вторым по значению человеком в партии. Влияние Маленкова возросло и благодаря его дружбе с Берия. Сталин приблизил к себе в это время еще двух человек - Хрущева и Булганина, однако их значение в партийно-государственных делах было гораздо меньшим. Маленков был молчалив и осторожен, но его интеллект и даже роль в партии часто преувеличивались западными авторами и современными дипломатами. Георг Бартоли утверждал, что Сталин доверял Маленкову все свои тайны и поэтому последний "знал все обо всех". Бартоли писал о Маленкове:

"Он умен и осторожен, как дикий кот. Один французский политик, который встречался с Маленковым в период его подъема, говорил мне: "Он напоминал мне юного Лаваля". Подобно последнему он соединял в себе острый ум с величайшим самообладанием и осмотрительностью. Джилас, который его раньше встречал, выразился о нем в таком смысле: "Он производит впечатление скрытного, осторожного и болезненного человека, но под складками жирной кожи, казалось бы, должен жить совсем другой человек, живой и умный человек с умными, проницательными черными глазами".

В книге А. Авторханова "Технология власти" можно прочесть: "Нынешняя КПСС - детище двух людей: Сталина и Маленкова. Если Сталин был ее главным конструктором, то Маленков - ее талантливый архитектор".

С подобным утверждением нельзя согласиться, Маленкова ошибочно было бы называть "архитектором", а тем более "талантливым архитектором" партийного строительства. В лучшем случае он был одним из его нескольких "прорабов", причем далеко не из самых способных. Может быть, именно этой дало Сталину повод сделать Маленкова своим фаворитом. Сталин не переносил присутствия возле себя истинно талантливых людей.

В начале 50-х годов Маленков контролировал от имени Сталина не только партийный аппарат. Как член Политбюро и секретарь ЦК, он постоянно вмешивался в дела, связанные с развитием промышленности и транспорта. Однако в первую очередь ему было поручено руководство сельским хозяйством - как раз в это время с большой пропагандистской шумихой началось осуществление так называемого "сталинского плана преобразования природы". Большое значение придавалось и "трехлетнему плану" ускоренного разви-тия животноводства. Маленков не мог справиться с такими огромными проектами хотя бы потому, что они исходили из ошибочных представлений о реальном состоянии советского сельского хозяйства к началу 50-х годов.

Как один из руководителей "идеологического фронта", Маленков назначал и снимал главных редакторов журналов, В 1950 году А. Твардовскому неожиданно предложили возглавить журнал "Новый мир". Вместе с Фадеевым и Симоновым Твардовский был приглашен к Маленкову, на столе у которого лежала голубая книжка "Нового мира". Маленков спросил: "Вы знаете, чем толстый журнал отличается от тонкого?" Твардовский промолчал, а Маленков, выдержав паузу, наставительно сказал: "Толстый журнал печатает вещи с продолжениями".

Маленков, Берия, Булганин и Хрущев были постоянными посетителями ночных ужинов у Сталина, Сталин и сам теперь нередко терял присущую ему прежде умеренность в еде и питье. Очень часто спаивал он и Маленкова. Уже под утро охрана привозила Маленкова домой, и два-три человека приводили его в чувство в большой ванной комнате. Только к середине дня он обретал способность работать.

В начале 1950 года на экраны страны вышел двухсерийный фильм "Сталинградская битва". В одном из его эпизодов показано, как Маленков, прибывший будто бы с особыми полномочиями на Сталинградский фронт, выступает перед уходящими в бой солдатами и говорит им о Сталине, Это был художественный фильм, где роли вождей исполняли известные артисты. Не было тайной, что картину несколько раз смотрел и редактировал сам Сталин. Поэтому появление в фильме Маленкова расценивалось как знак особого доверия.

После войны у нас в стране не проводилось ни съезда, ни Всесоюзной конференции партии, что было явным нарушением Устава. Однако необходимость в созыве очередного съезда партии становилась все более настоятельной. Дело было це только в том, чтобы отчитаться за проделанную после 1939 года работу. Необходимо было обновить партийное руководство и избрать новый состав ЦК. Со времени XVIII съезда прошел целый исторический период. Война, послевоенное строительство, новая международная политика и новые репрессии существенно изменили характер партийного и государственного руководства. Некоторые из членов ЦК ВКП(б) были арестованы или даже физически уничтожены, часть из них умерла или отошла от активной деятельности. С другой стороны, выдвинулось много новых людей, которые руководили крупнейшими министерствами, ведомствами, областными и даже республиканскими партийными организациями, но которые не состояли в ЦК.

Подготовкой нового съезда занималась специальная комиссия ЦК, возглавляемая Маленковым. Именно ему Сталин поручил сделать на съезде Отчетный доклад. Конечно, это тоже было признаком особого доверия. Сам Сталин в то время был уже слишком стар и слаб, чтобы в течение трехчетырех часов произносить Отчетный доклад перед большой аудиторией. Но этого обстоятельства не знал никто, кроме самого ближайшего окружения. И не это было тогда главным доводом. Культ личности Сталина достиг в тот период таких размеров, что было бы странным ставить его перед, необходимостью в чем-то отчитываться перед партией и народом и выслушивать какие-либо критические замечания делегатов съезда. Наибольшее значение приобрела, как и во времена Ленина, должность Председателя Совета Министров СССР, которую занимал Сталин. Роль партии вообще была снижена. Партия не могла, например, контролировать деятельность карательных органов, которые подчинялись непосредственно Сталину. В этих условиях Сталин вовсе не считал своей обязанностью чтение Отчетного доклада на предстоящем съезде партии, К тому же незадолго до съезда в печати появился его новый труд "Экономические проблемы социализма в СССР", который сразу же был объявлен "гениальным" и "классическим" Он и должен был послужить основой для работы предстоящего съезда, тогда как Отчетный доклад казался лишь протокольной необходимостью. Такова была обстановка в нашей стране перед XIX съездом партии.

Авторханов утверждает, что перед съездом партии происходила какая-то закулисная борьба между Сталиным и Маленковым, в которой Маленков "осмелился открыто возражать Сталину" и даже одержал над ним политическую победу. "Уже к смерти Сталина, - пишет Авторханов, - партия и ее аппарат фактически находились в руках Маленкова... В 1952 году на XIX съезде Маленков выступил с Политическим отчетом ЦК партии, который должен был, собственно, делать сам Сталин. После этого для всех было ясно - либо Сталин ему бесконечно доверяет и готовит в его лице себе преемника, либо Маленков и для Сталина стал такой силой, с которой приходится считаться, В свете последовавших после смерти Сталина событий я считаю правильным последнее предположение".

Все это чистые домыслы. Маленков при жизни Сталина никогда не осмеливался возражать ему, а тем более вступать с ним в какую-то борьбу. Только полное послушание Маленкова и его безоговорочная лояльность могли быть основой того доверия, благодаря которому Сталин поручил делать Политический отчет на XIX съезде именно Маленкову. Но это вовсе не означало, что он был определен в "преемники" Сталина. Сталин не думал о смерти, он собирался еще жить и править страной долго. Более того, он намечал тогда провести новый тур репрессий, и съезд партии должен был послужить одной из подготовительных ступеней к ним.

начало | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Маленков
Письмо дизайнеру автор текста: Рой Медведев